«Время новых возможностей», или как отразился карантин на женском предпринимательстве

2020-05-18 13:49:00

В Казахстане отменен режим ЧП, в регионах постепенно смягчают карантинные меры. Деловые женщины Казахстана рассказали, какие уроки они извлекли, находясь на самоизоляции, и как это повлияет на дальнейшее развитие бизнеса и личное самосовершенствование.

Президент Казахстанского Пресс-Клуба и председатель Совета деловых женщин города Алматы АсельКараулова поделилась мнением, что работа на удаленном режиме оказалась не менее эффективной, чем в привычном формате. Элементы удаленной работы бизнес-леди намерена практиковать и в будущем.

«Мы в своём офисе полностью пересмотрим подходы: часть сотрудников будет работать удаленно, я тоже не каждый день буду в офисе. Нужна гибкость и необходимо продолжать цифровизацию. Также мы изменили подход к работе с клиентами. Разработали онлайн-тренинги, провели онлайн-фасилитацию. Думаю, теперь будем постоянно использовать эти инструменты, поскольку они очень экономят ресурсы, время, и при этом не менее эффективны. Что касается личностного развития, то для себя я подобрала отличные онлайн-курсы. Прокачала новые навыки, и кажется, выработала привычку заниматься спортом дома. В зал теперь ходить не обязательно – опять же, экономия денег и времени. В целом, карантин показал, что человеку гораздо меньше нужно чем мы думаем», - отметила АсельКараулова.

Директор ТОО «Asyl Arman», председатель Совета деловых женщин в г. Шымкент Алма Архабаева, считает, что далеко не везде сотрудники оказались готовы работать онлайн. Вместе с тем, карантин показал незащищенность сектора малого бизнеса.

«Не знаю, как в крупных городах, но персонал оказался ментально не готов работать удаленно, во всяком случае на постоянной основе. Нет собранности, чувствовалось огромное сопротивление, пришлось объяснять элементарные вещи. В целом, малый и микробизнес в Шымкенте оказался парализован, предприниматели элементарно не могли «дойти» до своих клиентов. Основная поддержка также адресована в основном крупному и среднему бизнесу. Вместе с тем, карантин показал насколько необходимо сегодня развивать собственное производство, внутри страны. За большие деньги население вынуждено покупать привозные товары. Ну и самый большой вывод, который я сделала за это время – нужно проявлять солидарность. Когда арендаторы попросили – мы создали для них лояльные условия по аренде. В такое время нельзя думать только о собственных интересах», - уверена Алма Архабаева.

Руководитель ТОО "Restauration", руководитель СДЖ Северо-Казахстанской области Айтыкан Калгаева, в свою очередь, считает, что благодаря карантину бизнес научился оперативно принимать решения.

«Многим известно, что в китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов – опасность и возможности. Если говорить о возможностях, то благодаря карантину мы, бизнесмены, научились оперативно принимать решения. Смогли оперативно переориентировать свой бизнес с учетом потребностей на данном этапе. В коллективе да и среди населения стал актуальным  лозунг – «мы вместе». Научились такому понятию, как управление бизнесом посредством цифровизации, стали более активно сотрудничать с местными властями. Для многих это время стало временем новых возможностей», - поделилась мнением Айтыкан Калгаева.