Чем помочь сельским женщинам. ИССЛЕДОВАНИЕ

2019-09-30 09:31:00

«Центр исследований прикладной экономики» представил масштабный республиканский анализ, посвященный экономическим возможностям сельских женщин. По сути, это досконально прорисованный социальный портрет представительниц слабой половины из отдаленных глубинок страны.

Уже в самом названии работы авторы позиционируют женщин из села как «отдельную категорию социально уязвимого населения». Оправдан ли такой подход и какие меры принимаются сегодня для решения поднимаемых проблем?  

 

Вынужденная пассивность

По статистике из 9,4 млн казахстанских женщин 6,5 млн – проживают на селе, воспитывая 2,7 млн детей. Возникает вполне резонный вопрос: способна ли слабая половина сельского населения обеспечивать себе и своим детям достойную жизнь?   

Масштабная работа, проведенная ЧУ «Центр исследований прикладной экономики» при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан, показывает, что в 37% деревенских семей главными кормильцами являются мужья, в 20% семейный доход формируют оба супруга, и лишь в 20% семей основным добытчиком выступает женщина. И то с оговоркой: она приносит деньги лишь в первые годы после получения образования, до рождения детей. Дальше снова приходится рассчитывать на помощь. 

«Те, кто работает в школе, в детском саду, работники дневного стационара – только у них есть постоянная работа. У остальных семей почти у всех нет постоянной работы, они ездят в город и почти половина дохода уходит на дорогу», - приводится в исследовании цитата 37-летней респондентки.  

Авторы исследования называют экономическое положение сельских женщин непростым. У 49% из них денег хватает только на еду и одежду. У каждой четвертой вся зарплата уходит на пропитание. Таким образом, более 70% женщин в деревнях не могут позволить себе откладывать на различные нужды, будь то дополнительное образование или бизнес.  

Помимо того, что женщины в основном зарабатывают меньше чем мужчины, им в принципе гораздо сложнее найти работу. Ограниченность, а зачастую полное отсутствие вакансий вычеркивает слабую половину из рядов экономически активного населения и вынуждает обращаться за адресной социальной помощью.

«Достаточно примитивное сельское хозяйство предъявляет спрос, в основном, на физическую силу, то есть на мужчин. Для женщин возможности заработка ограничены целым рядом факторов: на женщинах лежит, уход за домом, скотом и огородом; присмотр за детьми и пожилыми членами семьи – все это трудо- и времязатратная работа, тем более в условиях недостаточности или отсутствия такой инфраструктуры, как водопровод, канализация, отопление, дороги, больницы и детские сады», - говорится в исследовании.

И еще немного цифр. Из 59% экономически активных сельских женщин, большая часть (27,7%) – это наемные работники в бюджетной сфере и на государственной службе. 17,9% работают в частной сфере, 7,2% – относят себя к самозанятым. Около 37% женщин экономически активными не являются.

 

Кредит: хочется, но не можется

Решить проблему занятости женщин в деревнях и селах можно за счет создания условий по занятию предпринимательством. Сами женщины такую перспективу оценивают по-разному. Больше половины опрошенных (55%) вполне видят себя в роли успешных бизнесвумен, 30% - напротив, не считают бизнес достойной перспективой, еще 15% затрудняются с ответом. Интересно, что уверенность в своих силах чаще всего демонстрировали женщины, имеющие постоянную работу.

Однако исследование также показало, что главным и непреодолимым барьером на пути женщин к предпринимательству является отсутствие постоянных доходов. Почти 30% женщин заявили в ходе опроса, что не могут рассчитывать на кредит, и каждая третья – по причине низкого заработка. Хотя запрос на получение займов среди самозанятых и безработных достаточно высок.

«Моя соседка ходила, обучилась, она хотела открыть животноводческое хозяйство. Училась-училась, но в итоге не смогла ни кредит взять, ни другими способами (получить финансирование, - прим.авт.)», - приводят авторы исследования цитату респондентки.   

Впрочем, есть еще одна причина, по которой женщины не готовы брать кредиты и открывать свое дело – это низкая финансовая грамотность. Многие участницы опроса признавались, что не имеют элементарных представлений по взаимодействию с банками и МФО, не говоря о базовых знаниях по вопросам предпринимательства.

 

Знания – лучший капитал

Одним из тех, кто вплотную подошел к проблеме дефицита знаний среди потенциальных бизнес-леди из села, стал Совет деловых женщин при НПП «Атамекен», под личным кураторством председателя Лаззат Рамазановой. Практически с момента создания Совета его члены - успешные предпринимательницы - проводили выездные сессии и мастер-классы в самых отдаленных населенных пунктах. Учили, объясняли, а главное мотивировали женщин заниматься своим делом. Подсказывали, какие инструменты предусмотрены для этого государством и финансовыми институтами.

С прошлого года обучающий процесс был поставлен на системную основу. Совет деловых женщин, Фонд устойчивого развития и поддержки женского предпринимательства, при технической поддержке Азиатского банка развития, запустили семинар-тренинги по повышению финансовой грамотности. На них женщин не просто мотивировали, но и разъясняли нормы налогового законодательства, объясняли принципы разработки бизнес-планов, учили определять уровень доходности той или иной бизнес-идеи для села, разъясняли доступные кредитные инструменты по программам БВУ.

На сегодняшний день семинары прошли в 7 регионах: Туркестанской, Жамбылской, Алматинской, Мангистауской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях. В них приняли участие 373 женщины из сельской глубинки. В оставшихся 7 регионах обучение пройдет до апреля 2020 года. По окончании всех семинаров будет создана база из прошедших обучение и направлена в Региональные палаты предпринимателей и ЕБРР для дальнейшего сопровождения по существующим мерам поддержки бизнеса.

Будет преждевременным утверждать, что проект позволил полностью решить вопрос неподготовленности слабой половины к деловой жизни. Но то, что он помог заложить основу и стать своеобразной азбукой для женщин с предпринимательским потенциалом – факт бесспорный. Результаты проведенного исследования подтверждают, что образовательные программы должны сопровождаться комплексом сопутствующих мер.

«Повышение финансовой грамотности и цифровых навыков у сельских женщин, развитие инфраструктуры в селах и увеличение доступности государственных мер благоприятно повлияет как на экономические возможности, так и на социальное самочувствие сельских женщин. Необходимо разрабатывать программы поддержки женского предпринимательства на селе, которые будут охватывать развитие практических, бизнес-, информационных и других навыков, менторство и обмен опытом, уделяя особое внимание грантовому финансированию», - сообщается в исследовании.

Добавим, что активную позицию в вопросе обучения сельского населения занимает непосредственно НПП «Атамекен», с проектом «Бастау». Проект не предусматривает гендерных делений, но немалая доля учеников и теперь уже состоявшихся бизнесвумен – это женщины из сельской глубинки. 

 

Женское счастье…

Вышеизложенные факты и цифры – лишь часть масштабного анализа. В нем также представлены данные по демографической ситуации, миграции, бытовому насилию… Глобально, проведенная работа является попыткой сформировать целостный социально-демографический портрет сельских женщин и проанализировать вызовы, с которыми они сталкиваются ежедневно.

Что ожидают авторы от своей работы? В первую очередь, они ставят задачу привлечь внимание государственных органов Казахстана к проблемам женщин на селе, которые находятся в более уязвимом положении по сравнению с другими крупными социальными группами, и имеют меньше возможностей для реализации своего человеческого и экономического потенциала. Свои выводы на основе проведенного анализа могут сделать и негосударственные организации (включая профильные Фонды и Ассоциации), ну и, конечно же, сам бизнес. 

И все же, на фоне общей проблематики крайне любопытными выглядят следующие цифры. Около 83% сельских жительниц демонстрируют высокий уровень удовлетворенности своей жизнью, в основном это респондентки от 18 до 24 лет, с высшим образованием, преимущественно из западных регионов. Напротив, высокий уровень недовольства жизнью отмечается у респонденток от 35 до 44 лет, со средним образованием. В основном это жительницы Центрального макрорегиона.

«Следует отметить, что позитивный настрой сельских женщин в большей степени определяется нематериальными факторами. Во время глубинных интервью все респондентки говорили о тяжелом финансовом положении, но они были довольны своим проживанием в селе из-за чистого воздуха, меньшего уровня стресса, хорошего положения дел в семье», - отмечают авторы ЧУ «Центр исследований прикладной экономики».

Выходит, что женское счастье и впрямь, далеко не в деньгах. Но помнить, а главное решать озвученные вопросы – одна из первостепенных социальных и экономических задач.