«В юрте – генетический код казахского народа». Сауле Салихова о проекте «Аңыз тұлға»

2020-01-14 06:27:00

Казахстан – страна богатых традиций и великого культурного наследия. Стремительный бег историименяет общественный уклад, нравы и предпочтения во вкусах. Однако в каждом регионе есть истинные мастера-ремесленники, готовые не просто сохранять, но и передавать свои навыки новому поколению. Для того чтобы поставить этот процесс на системную основу Совет деловых женщин (СДЖ)  НПП «Атамекен» инициирует специальный проект -"Аңыз тұлға".

Об уникальности и ожидаемом эффекте проекта беседуем с председателем Совета деловых женщин Мангистауской области Сауле Салиховой.

- Сауле Халеловна, расскажите, в чем суть нового проекта и что вас на него вдохновило?

- В рамках общественной и предпринимательской деятельности я очень часто посещаю районы Мангистауской области. В какой-то момент пришла к выводу, что наш регион уникален тем, что здесь сохранились традиции по производству настоящих казахских юрт. Чтобы вы понимали уровень мастерства наших ремесленников,  скажу вот что: единственная юрта, которая сегодня представлена в Национальном музее Казахстана, сделана в Мангистау.

И это не случайно, ведь именно в нашем регионе сохранились исконно казахские орнаменты. Если на юге страны еще встречаются юрты со смешанными орнаментами, вошедшими в нашу культуру – узбекскими, уйгурскими, дунганскими – то в Мангистауской области каждая деталь и каждый узор исконно казахские. 

В поездках я знакомилась с женщинами, которые делают юрты в нашей области. Им всем почти за 70 лет! Тогда я поняла, что у нас в запасе всего 3 года, максимум 5 лет, чтобы эти мастерицы смогли передать свой опыт и свои знания новому поколению. Ведь чем старше мастер, тем ему сложнее делиться практическими навыками.

Общаясь с президентом Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккуловой я интересовалась мерами поддержки, которую оказывают мастерам за границей. Честно признаться, удивилась тому обилию программ, которые специально разработаны и действуют в Индии, Таиланде, Узбекистане. По сути, ремесленничество и уникальные технологии сохранились в станах Азии только за счет специальных программ поддержки.

- Как же Казахстан?

- В Казахстане ничего подобного нет. Совет деловых женщин начал активно озвучивать эту проблему. На ежегодном конгрессе СДЖ, на всех региональных и республиканских площадках, перед членами правительства. Так и зародилась идея проекта.

Мы провели анализ в Мангистауской области и выявили около 20 женщин, которые занимаются изготовлением юрт, из которых, в силу возраста, только четверо могут взяться за обучение других. Представьте, всего 4 человека! Мы изучили также ситуацию по всему Казахстану в целом, только около 15 истинных мастеров готовы передавать свои знания.
Мне, кстати, рассказали про уникальный случай в Узбекистане, где опытный гончар разгадал секрет состава невыгораемой на солнце бирюзово-синей краски  национального узора. Вспомните изумительной красоты бирюзово-синюю мозаику в Самарканде! Мастеру  65 лет и сегодня у него, благодаря государственной поддержке, уже почти тысяча учеников. В Казахстане пока не нужна тысяча, на первом этапе достаточно 30-ти человек. Но при этом они будут знать производство юрты от А до Я. Ведь процесс изготовления очень сложный, в юрте по сути заключен генетический код казахского народа. И это, кстати,  касается не только юрт, а всех национальных ремесел.

- Как восприняли идею? Уже есть определенные планы, в каких регионах будете тиражировать проект и какие ремесла охватывать?

Для начала мы решили охватить Алматы и Нур-Султан – как две столицы, где самый большой поток туристов, ВКО с его уникальной природой, Мангистау как уникальный западный регион с естественным ландшафтом, морем и паломническими местами, ну и конечно же,  Туркестанскую  область с вековой историей развития. Если опыт будет успешным, то будем распространять по всему Казахстану, ведь каждая область имеет свои особенности и свои традиции. А главное, что в каждом регионе есть свои мастера, заинтересованные, творческие люди. Когда мы презентовали проект на Форуме ремесленников, к нему все отнеслись с большим интересом.

- Хорошо, допустим опытные мастера согласятся передавать свой опыт. Но захочет ли его перенимать современная молодежь?

Уверена, что в Мангистау будет такой интерес. Здесь практически в каждой семье стараются придерживаться культурных традиций, и приобщают к ним молодежь. В любом случае, мы предлагаем запустить проект в пилотном режиме, на три года. В дальнейшем будем смотреть, нужно ли что-то скорректировать, и на какие регионы распространять.

- Обязательно женщины должны выступать в роли наставниц?

- Совсем не обязательно, в Казахстане ремесленничеством занимается очень много мужчин. Я знаю, что в Алматы есть мастер, который вручную делает домбру, стоимость которой стоит больших денег. Он уже в возрасте, но кто-то перенимает его опыт? А если будет специальная программа, если будут условия, если будет предоставляться оборудование, если мы сделаем так, чтобы каждый мастер получал деньги за обучение последователей, а каждый ученик стипендию – тогда и стимул появится и традиции не будут утеряны.

Мне называли огромные суммы, которые выделяют мастерам в других странах по аналогичным программам в качестве оплаты за уникальность и обучение учеников, в переводе на тенге сумма доходит до 1 млн в месяц. На мой взгляд, первом этапе нам надо остановиться на 400 тысяч тенге. Даже эта сумма оплаты Мастеру даст колоссальный эффект: мы сохраним национальное достояние, воспитаем достойных учеников, создадим ремесленные центры, которые будут уникальными во всех отношениях. Такого в Казахстане еще не было. Но, повторю, что у нас в запасе всего 3 года, максимум 5 лет.

- Вы сравниваете Казахстан с другими государствами, у которых многовековая история, богатое культурное наследие. А в чем уникальность нашего культурного кода? 

- Казах – это человек свободы. Он степняк, он номад, он кочевник. Он никогда небыл привязан к одному месту. У тех же узбеков культура оседлая, а казах всегда кочевал, причем не один, а семьей, всем аулом, родом. Нужно было для всех создать условия для кочевья, от старших до самых маленьких. В этом и уникальность, что мы изменили образ жизни, но сохранили дух свободы, свой язык и свои традиции. Вытерпеть столько гонений, выстоять и сохранить культурный код – уже сам этот факт дорогого стоит. Это, наверное, дух народа. Дух земли.

Да, отчасти молодежь стала терять свои корни, большинство живет в виртуальном мире. Но очень хочется, чтобы связь не терялась, чтобы эта культурная нить сохранялась сотни лет. Поэтому иной раз отрадно видеть, когда в современном ресторане Мангистауской области стоят национальные юрты. Не для украшения, а реальные юрты, сохранившиеся от бабушек и дедушек хозяев ресторана, в которых проводятся национальные обряды.

- В одежде ведь тоже нет-нет, да появляются национальные элементы…

- Да, это можно часто заметить, особенно в Актау. Раньше старые национальные вещи многие выбрасывали, сейчас, наоборот, стараются сохранить. Сегодня даже хорошо обработанный войлок казахи вновь начали носить как платье, как пальто. Это востребовано. Тем более, что весь мир поворачивается к натуральной продукции. На те же корпешки вообще сегодня пик спроса.

- Как считаете, сможем ли мы как в Эмиратах полностью перейти на национальную одежду в повседневной жизни.

- Я думаю, если это произойдет, то далеко не сразу. Мы очень европеизированы. Мы действительно быстрее всех в Азии приняли европейскую культуру. Да и по сути, мы все свободные люди нам нравятся красивые, яркие, но одновременно удобные вещи. Просто это удобно.

Другое дело, что наши дизайнеры должны придумать такую одежду, чтобы нам ее хотелось носить. Но для начала нужно взрастить национальных дизайнеров, которые сделают повседневную казахскую одежду. В этом одна из приоритетных задач конкурса «Аltyn Oimaq», который мы запустили в прошлом году. К примеру, Сакен Каржаубаев из Мангистауской области основал собственный бренд аксессуаров из кожи «QAZAQ». Это отличные качественные аксессуары делового человека, которые пользуются спросом. Сегодня он успешно осваивает новую нишу: производство обуви с национальными элементами и товаров для дома. Сакен стал лауреатом конкурса в номинации «Лучший дизайн аксессуара с элементом национального орнамента», и у него большие перспективы. (ссылка на материал Победители конкурса Аltyn Oimaq https://fundwomen.kz/ru/news/68).

Приведу один очень запомнившийся пример. Я, в силу своей профессиональной деятельности, ежегодно посещаю мебельную выставку в Милане, и в последние два года заметила, что почти каждый посетительэтой огромной выставки из Украины был одет в национальную рубашку - вышиванку, а девушки – еще и в  национальные юбки. Причем они не сговаривались, это было видно, это был добровольный шаг каждого участника. Они морально готовы позиционировать культуру и традиции своей страны. Я представила, если бы каждая казашка приехала в одежде с национальными элементами – разве это было бы плохо? Сделать национальную одежду современной и повсеместной – это вопрос времени и тех мер, которые мы, региональные Советы деловых женщин, принимаем по всесторонней поддержке отечественных дизайнеров и ремесленников, и их выходу на новые уровни развития. И я уверена, так осуществится и моя личная мечта – ездить по всему миру в очень удобной современной казахской одежде.

- Спасибо и удачи вашему начинанию. 

 

 

Похожие материалы:

Мы продолжаем находить настоящие «бриллианты» - Айгуль Акчалова

Победители Национального конкурса «ALTYN OIMAQ»

Кульпаршин Айдарханова: «Никто не принесет на блюдечке особых условий»

Чем помочь сельским женщинам. Исследование